Программа развития УУД

               

ПРИНЯТО

на  заседании педагогического совета

протокол  от 31.08.2015  № 10

УТВЕРЖДЕНО

  приказом директора МБОУ СОШ № 70

от 01.09.2015 №  ___

Программа развития универсальных учебных действий

на ступени основного общего образования

МБОУ СОШ № 70

 1.1.1. Пояснительная записка

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее — Программа развития УУД) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.

Программа развития УУД в основной школе определяет:

  1. Понятие термина и функции УУД на ступени основного общего образования;
  2. цели и задачи реализации программы в основной школе;
  3. планируемые результаты усвоения обучающимися УУД;
  4. способы и формы развития УУД
  5. основные технологии развития УУД;
  6. условия и средства формирования УУД;
  7. преемственность развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию.
  8. приложения.

2.1.2. Содержание Программы развития УУД

2.1.2.1. Понятие термина УУД означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса обучения.

Функции УУД на ступени ООО:

  • Обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, постановку учебной цели, поиска и использования необходимых средств и способов их достижения, контроля и оценивания процесса и результатов деятельности;
  • Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентности в любой предметной области.

2.1.2.2. Цель программы развития универсальных учебных действий: достижение планируемых результатов, обозначенных в разделе 2 ООП ООО «Планируемые результаты».

2.1.2.3. Задачи:

  • обеспечение умения школьников учиться,
  • дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию,
  • реализация системно-деятельностного подхода,
  • становление коммуникативных универсальных учебных действий («учить ученика учиться в общении».)
  • развивать при помощи УУД ценностные ориентиры обучающихся, социальную компетентность и учет позиции других людей по общению или деятельности.

2.1.3. Планируемые результаты усвоения обучающимися УУД

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Подробное описание планируемых результатов формирования универсальных учебных действий даётся в разделе 1.2.3. настоящей основной образовательной программы

2.1.4. Способы и формы развития УУД

УУД Формы и способы развития УУД Диагностический инструментарий для сформированности УУД

2.1.4.1. Личностные УУД:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.

 

5 класс:

  1. ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине»,  «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
  2. уважение  к своему народу, развитие толерантности;
  3. освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
  4. оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
  5. выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться.

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество.

  • Диагностический опросник «Личностный рост» (проводит педагог-психолог)
  • Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И.Рейнвальд(проводит педагог-психолог)
  • Анкета «Субъективность учащихся в образовательном процессе» (проводит педагог-психолог)
  • Таблица сформированности  УУД (проводит каждый учитель-предметник)
6 класс:
  1. создание историко-географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества;
  2. формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников;
  3. уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  4. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  5. участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество;

- психологические тренинги

  • Диагностический опросник «Личностный рост»
  • Пословицы (методика С.М.Петровой)
  • Методика «Психологическая культура личности» (Т.А.Огнева, О.И.Мотков)
7 класс:
  1. знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности;
  2. уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение  к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  3. уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  4. умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов.

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество;

- психологические практикумы.

  • Диагностический опросник «Личностный рост»
  • Анкета «Ценности образования»
  • Анкета «Субъективность учащихся в образовательном процессе»

8 класс:

  1. освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  2. экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  3. сформированность  позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;
  4. устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  5. участие в общественной жизни на уровне школы и социума;

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество

- участие в социальном проектировании;

  • Диагностический опросник «Личностный рост»
  • Опросник профильно-ориентационной компетенции (ОПОК) С.Л.Братченко
  • Определение направленности личности (ориентационная анкета)
9 класс:
  1. знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  2. сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественно-политическими событиями;
  3. ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали;
  4. сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  5. готовность к выбору профильного образования;
  6. умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество;

- участие в социальном проектировании.

  • Диагностический опросник «Личностный рост»
  • Карта самодиагностики степени готовности к выбору профиля обучения
  • Анкета «Ценности образования»
  • Модифицированный вариант «Самоактуализационного теста»

2.1.4.2. Регулятивные УУД:

умение организовывать свою учебную деятельность

 
 5 класс:
  1. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
  2. использовать справочную литературу, ИКТ,  инструменты и приборы;
  3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
  • Таблица сформированности  УУД (проводит каждый учитель-предметник)
6 класс:
  1. принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)
  2. умение планировать пути достижения намеченных целей;
  3. умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;
  4. умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи;
  5. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
7 класс:
  1. формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  2. формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент)
  3. адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи.

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
8 класс:
  1. умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;
  2. формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
  3. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
9 класс:
  1. умение самостоятельно вырабатывать  и применять критерии  и способы дифференцированной оценки  собственной учебной деятельности;
  2. самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности;
  3. формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
  4. принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности.

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)

2.1.4.3. Познавательные УУД

включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

 
 5 класс:
  1. самостоятельно выделять и формулировать цель;
  2. ориентироваться в учебных источниках;
  3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;
  4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
  5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
  6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
  7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий
  • Таблица сформированности  УУД (проводит каждый учитель-предметник)
6 класс:
  1. выбирать  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  2. контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности;
  3. овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  4. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  5. определение основной и второстепенной информации;
  6. давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;
  7. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий
7 класс:
  1. свободно ориентироваться и воспринимать  тексты художественного, научного, публицистического  и официально-делового стилей;
  2. понимать  и адекватно оценивать  язык  средств массовой информации;
  3. умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
  4. составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  5. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  6. умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий
8 класс:
  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая  основания для указанных логических операций;
  4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом;
  6. работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять  обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий
9 класс:
  1. умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  2. умение устанавливать причинно-следственных связей, строить логические цепи рассуждений, доказательств;
  3. выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
  4. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  5. овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий

2.1.4.4. Коммуникативные УУД:

умение общаться, взаимодействовать с людьми.

 
 5 класс:
  1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
  6. предвидеть последствия коллективных решений.

- групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;  

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы.

  • Таблица сформированности  УУД (проводит каждый учитель-предметник)
6 класс:
  1. понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной;
  2. готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);
  3. определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;
  4. планировать общие способы работы группы;
  5. обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  6. уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы.

 
7 класс:
  1. умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  2. способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  3. готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку  партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  4. использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.

групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;  

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы;

- психологические практикумы и тренинги.

 
8 класс:
  1. вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;
  2. умение аргументировать свою точку зрения , спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом;
  3. способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
  4. устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  5. адекватное межличностное восприятие партнера.

групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;  

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы.

 
9 класс:
  1. разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешение конфликта, принимать решение и реализовывать его;
  2. управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать;
  3. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий;
  4. переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий;
  5. стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии;
  6. речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения умственных действий и понятий.

групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы;

- психологические практикумы, тренинги, ролевые игры.

  • Тест коммуникативных умений Л.Михельсона
  • Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)

2.1.5. Основные технологии развития УУД

  • в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. (знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности)
  • переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
  • признание активной роли обучающегося в учении
  • активным участием обучающихся в выборе методов обучения.
  • использования возможностей современной информационной образовательной среды;
  • соединение урочной и внеурочной деятельности;
  • развитие УУД через предметный и надпредметный характер учебных ситуаций.
  • обязательность развития УУД для всех без исключения учебных курсов основной школы;
  • включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность

2.1.7. Преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

  • Изучение психолого-педагогических особенностей детей младшего подросткового возраста;
  • Знакомство с уровнем сформированности УУД на ступени начального образования;
  • Координация требований, методов и приемов обучения учащихся 4-х и 5-х классов;
  • Разработка системы психологического сопровождения учащихся в период адаптации к основной школе.