ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол от 31.08.2015 № 10 |
УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ № 70 от 01.09.2015 № ___ |
Программа развития универсальных учебных действий
на ступени основного общего образования
МБОУ СОШ № 70
1.1.1. Пояснительная записка
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее — Программа развития УУД) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.
Программа развития УУД в основной школе определяет:
- Понятие термина и функции УУД на ступени основного общего образования;
- цели и задачи реализации программы в основной школе;
- планируемые результаты усвоения обучающимися УУД;
- способы и формы развития УУД
- основные технологии развития УУД;
- условия и средства формирования УУД;
- преемственность развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию.
- приложения.
2.1.2. Содержание Программы развития УУД
2.1.2.1. Понятие термина УУД означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса обучения.
Функции УУД на ступени ООО:
- Обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, постановку учебной цели, поиска и использования необходимых средств и способов их достижения, контроля и оценивания процесса и результатов деятельности;
- Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентности в любой предметной области.
2.1.2.2. Цель программы развития универсальных учебных действий: достижение планируемых результатов, обозначенных в разделе 2 ООП ООО «Планируемые результаты».
2.1.2.3. Задачи:
- обеспечение умения школьников учиться,
- дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию,
- реализация системно-деятельностного подхода,
- становление коммуникативных универсальных учебных действий («учить ученика учиться в общении».)
- развивать при помощи УУД ценностные ориентиры обучающихся, социальную компетентность и учет позиции других людей по общению или деятельности.
2.1.3. Планируемые результаты усвоения обучающимися УУД
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Подробное описание планируемых результатов формирования универсальных учебных действий даётся в разделе 1.2.3. настоящей основной образовательной программы
2.1.4. Способы и формы развития УУД
УУД | Формы и способы развития УУД | Диагностический инструментарий для сформированности УУД |
2.1.4.1. Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом. |
||
5 класс:
|
- урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты; - тематические вечера, турниры знатоков этики; -совместная деятельность, сотрудничество. |
|
6 класс:
|
- урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты; - тематические вечера, турниры знатоков этики; -совместная деятельность, сотрудничество; - психологические тренинги |
|
7 класс:
|
- урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты; - тематические вечера, турниры знатоков этики; -совместная деятельность, сотрудничество; - психологические практикумы. |
|
8 класс:
|
- урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты; - тематические вечера, турниры знатоков этики; -совместная деятельность, сотрудничество - участие в социальном проектировании; |
|
9 класс:
|
- урочная и внеурочная деятельность; - этические беседы, лекции, диспуты; - тематические вечера, турниры знатоков этики; -совместная деятельность, сотрудничество; - участие в социальном проектировании. |
|
2.1.4.2. Регулятивные УУД: умение организовывать свою учебную деятельность |
||
5 класс:
|
- творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. |
|
6 класс:
|
- творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. |
|
7 класс:
|
- творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. |
|
8 класс:
|
- творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. |
|
9 класс:
|
- творческие учебные задания, практические работы; -проблемные ситуации; -проектная и исследовательская деятельность. |
|
2.1.4.3. Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. |
||
5 класс:
|
- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); - учебные проекты и проектные задачи, моделирование; - дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы; - сочинения на заданную тему и редактирование; - смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
|
6 класс:
|
- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); - учебные проекты и проектные задачи, моделирование; - дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы; - сочинения на заданную тему и редактирование; - смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
|
7 класс:
|
- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); - учебные проекты и проектные задачи, моделирование; - дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы; - сочинения на заданную тему и редактирование; - смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
|
8 класс:
|
- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); - учебные проекты и проектные задачи, моделирование; - дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы; - сочинения на заданную тему и редактирование; - смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
|
9 класс:
|
- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации); - учебные проекты и проектные задачи, моделирование; - дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы; - сочинения на заданную тему и редактирование; - смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
|
2.1.4.4. Коммуникативные УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми. |
||
5 класс:
|
- групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; - игры – состязания, игры – конкурсы. |
|
6 класс:
|
групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; - игры – состязания, игры – конкурсы. |
|
7 класс:
|
групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; - игры – состязания, игры – конкурсы; - психологические практикумы и тренинги. |
|
8 класс:
|
групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; - игры – состязания, игры – конкурсы. |
|
9 класс:
|
групповые формы работы; - беседы, игры, сочинения; -КТД, дискуссии; -самоуправление; -конференции; - игры – состязания, игры – конкурсы; - психологические практикумы, тренинги, ролевые игры. |
|
2.1.5. Основные технологии развития УУД
- в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. (знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности)
- переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
- признание активной роли обучающегося в учении
- активным участием обучающихся в выборе методов обучения.
- использования возможностей современной информационной образовательной среды;
- соединение урочной и внеурочной деятельности;
- развитие УУД через предметный и надпредметный характер учебных ситуаций.
- обязательность развития УУД для всех без исключения учебных курсов основной школы;
- включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность
2.1.7. Преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.
- Изучение психолого-педагогических особенностей детей младшего подросткового возраста;
- Знакомство с уровнем сформированности УУД на ступени начального образования;
- Координация требований, методов и приемов обучения учащихся 4-х и 5-х классов;
- Разработка системы психологического сопровождения учащихся в период адаптации к основной школе.